О порядке возврата денег за неработающую технику

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

Потребитель при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Указанные положения закреплены в ст. 18 указанного Закона.

Существуют технически сложные товары, перечень которых определен и дополнительному толкованию не подлежит. К ним относятся, в частности: автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования; телевизоры и др.

Если в течение 15 дней со дня передачи покупателю технически сложного товара в нем возникает недостаток, покупатель имеет право, в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы денежных средств. По истечению 15 дней указанное требование подлежит удовлетворению в одном из следующих случаев:

1) нарушены установленные сроки устранения недостатков товара;

2) невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков;

3) обнаружен существенный недостаток товара.

Необходимо отметить, что обратиться с требованием к продавцу (изготовителю) имеет право не только первоначальный покупатель товара, но и гражданин, который в последующем приобрел данный товар на законных основаниях.

При обнаружении в товаре недостатков необходимо определиться с видом требования и обратиться с письменной претензией к продавцу, в которой необходимо указать: кому направляется претензия (юр. адрес магазина или адрес ИП, на имя кого направляется претензия), свои данные, ФИО, адрес и номер телефона. Претензия пишется в 2-х экземплярах, на одном из которых продавец должен поставить подпись с расшифровкой о его принятии, дату принятия и печать (это ваш экземпляр).

Продавец обязан принять товар и при необходимости провести проверку его качества. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Если недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, расходы на проведение экспертизы, а также на хранение и транспортировку товара в связи с ее проведением должен оплатить покупатель.

В случае отказа продавца принять претензию лично в руки, претензия направляется в адрес продавца письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Если после вручения претензии продавец не выполнил требования потребителя в течение 10 дней, последний вправе обратиться с жалобой в территориальное подразделение Роспотребнадзора либо с исковым заявлением в суд.

Досудебный претензионный порядок является обязательным условием при урегулировании спора между продавцом и покупателем.

Исковое заявление подается по месту вашего жительства или пребывания, адресу ответчика-продавца (организации или ее филиала) либо месту заключения договора купли-продажи и должно соответствовать требованиям ст. 131, 132 ГПК РФ. Помимо основных требований, изложенных в исковом заявлении, потребитель вправе требовать: выплату неустойки за каждый день просрочки в размере 3%, но не больше разницы в стоимости отелей; уплату штрафа в размере 50% от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований в добровольном порядке; компенсацию морального вреда; возмещение судебных расходов.

(21.12.2021)