Каковы сроки предъявления претензии?

Сроки предъявления требований в отношении недостатков товаров
 

Срок предъявления установленных требований в отношении недостатков товара (например, об устранении недостатков, о замене товара или о возврате уплаченных за него денег) зависит от следующих аспектов:

- от вида товара,

- от того, установлен ли на него срок службы, гарантийный срок или срок годности, 

- от того, являются ли обнаруженные недостатки товара существенными.

пункт 1 статьи 5 Закона от 07.02.1992 № 2300-1: "На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона."

пункт 6 статьи 5 Закона от 07.02.1992 № 2300-1: "Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона."


В случае, если на товар установлен гарантийный срок - потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) товара требования по его недостаткам, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара (пункт 1 статьи 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара.


Для сезонных товаров (обуви, одежды и проч.) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, наступление которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей. 

В случае, если на товар гарантийный срок не установлен - требования предъявляются при обнаружении недостатков в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (пункт 1 ст. 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).


При обнаружении существенных недостатков товара, то есть неустранимых недостатков или недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки (абз. 9 преамбулы Закона от 07.02.1992 № 2300-1; п. 9 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), претензию можно предъявить, если недостатки товара обнаружены:

1) по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение срока службы товара;
2) в течение 10 лет со дня передачи потребителю товара, срок службы которого не установлен.
В указанных случаях потребителю необходимо доказать, что существенные недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 6 ст. 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

В случае, если недостатки обнаружены в технически сложном товаре, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 924, потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо замены товара в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю. 

Позднее указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- если обнаружен существенный недостаток товара;
- нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара;
- невозможно использовать товар более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения различных недостатков товара.

Действующее законодательство устанавливает возможность обмена качественного товара. Так, согласно статье 25 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. 

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Вместе с тем, согласно пункта 1 статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Важно! Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".


Информация подготовлена с использованием справочной информационной системы Консультант Плюс, Электронный журнал "Азбука права"